О "магических" свойствах керамики С этим удивительным явлением мы столкнулись довольно давно. Но до сих пор верится с трудом, что множество людей хочет научиться работать с глиной и создавать керамику… Особенно это кажется необычным в сегодняшнем мире, где правят виртуальные ценности. Ведь деятельность большинства людей, живущих в мегаполисе, связана чаще всего не с живой, непосредственной реальностью, а со знаковой информацией в виде текстов, цифр, символов…И человек настолько привыкает к этому, что постепенно утрачивает остроту восприятия Настоящего Мира с его звуками, запахами, ощущениями; линиями, формами и цветовыми оттенками… Мы считали, что наша Любовь - Керамика, порой отодвигающая в сторону даже наши живописные склонности, - это тот Подарок свыше, который даётся людям крайне редко. Наверное, потому, что даже среди художников довольно мало керамистов. …Возможно, это связано с требовательностью керамики как художественного средства. Ведь один и тот же образ гораздо сложнее создать «огненными красками» в глине, нежели на холсте или бумаге. Но оказалось, что этот таинственный внутренний зов рождается в душах совершенно разных людей, независимо от возраста, образования, рода деятельности, а потом не умолкает годами!.. Нам звонят бухгалтера, врачи, музыканты, домохозяйки, менеджеры… и говорят примерно одно и то же: мечтаю заниматься керамикой и очень хочу найти людей, у которых я мог бы этому научиться… Это желание, заставляющее человека искать новый путь и преодолевать множество трудностей, бывает поразительным и необъяснимым. Даже для нас - для людей, которые ради возможности керамического творчества пренебрегли многими другими соблазнами. Много лет, несмотря на частые просьбы, мы отказывались даже от мысли постоянно заниматься преподаванием. Конечно, время от времени проводили мастер-классы, обучали знакомых, вели занятия в детской студии…Но - не более того. Пока Его Величество Случай (или Случайностей не бывает?..) не убедил нас в том, что и людям это часто бывает действительно необходимо, и нам даёт нечто новое - не менее богатое и интересное, чем собственное керамическое творчество. * * * Магия керамики имеет чрезвычайно древние корни. Это становится понятным, если познакомиться поближе с историей керамики. Керамика - самый первый материал, сотворённый руками человека. Её появление стало величайшим событием в истории цивилизации: ведь обожжённая глина дала возможность не только готовить пищу на огне и хранить её, но и возводить прочные жилища, выплавлять металл… Некоторые исследователи отводят керамике решающую роль в развитии культуры и искусства: это тот универсальный, податливый и пластичный материал, из которого человек мог впервые создавать вещи, следуя собственному замыслу (наскальная живопись и резьба ограничены размерами и твёрдостью камня или кости). Первые гончарные расписные сосуды древних народов сегодня изучаются как маленькие модели мира, создаваемые людьми тысячелетия назад и помогающие им осознать и выразить сложные взаимоотношения Бога, Природы и Человека-Творца; Жизни и Смерти… Прикосновение к глине - это прикосновение к Вечности… Ведь способы работы с глиной, гончарный круг, процесс обжига - всё это осталось практически неизменным с древнейших времён… В то же время керамика как поликристаллический материал обладает столь многообещающими свойствами, что ей не находится аналогов и в будущем… * * * Нам пришлось на своём «творческом веку» перепробовать множество материалов :металл, дерево, стекло, эмаль… Но своё сердце мы отдаём глине. Для нас именно она оказалась способной воплотить в себе неизъяснимое стремление к божественной красоте… Особо хочется сказать о гончарном искусстве. Одно из самых сильных впечатлений – то, как рождается сосуд на гончарном круге. Даже простое наблюдение за работой гончара вызывает глубинное творческое сопереживание; что же говорить о непосредственном участии человека в процессе созидания прекрасных форм из хаоса и небытия… Занятия гончарным делом развивают способность к особому внутреннему состоянию, сочетающему в себе собранность и расслабленность, ощущение «полёта»… Для успешной работы на круге приходится избавляться от излишнего напряжения и зажима и в то же время достигать полной сосредоточенности… Необходимо научиться сочетать «орлиную хватку» и нежное соприкосновение с глиной. Только тогда малейшее движение мастера изменяет форму рождающегося сосуда, и все превращения глины на круге становятся ему подвластными… Да и любое взаимодействие с глиной давно признаётся чрезвычайно психотерапевтичным. И не только для детей, ещё не умеющих выражать свои переживания в слове, а и для нас, взрослых, чьи эмоциональные проблемы часто бывают столь же неосознанны и невыразимы… * * * Искусство керамики – это маленькая Вселенная… Недаром оно всегда привлекало выдающихся художников (вспомним хотя бы замечательные керамические работы Врубеля, Поленова, Пикассо, Фальконе…) К сожалению, особенности национальной культуры привели к тому, что в нашей стране в искусстве керамики не существовало известных имён в прошлом, не существует их и сегодня. В отличие от Европы, и более всего – Японии, где мастер, владеющий старыми секретами изготовления керамики, или открывший свои собственные, считается «живым национальным достоянием»; ведь в Японии нет деления искусств на «изящные» и «прикладные»… Однако и в России есть люди, влюблённые в керамику и посвятившие ей десятилетия своей жизни. Хотелось бы, чтобы не были преданы забвению уникальный творческий опыт и знания, которые невозможно почерпнуть из книг (да и литературы на эту тему существует крайне мало!) И всё сильнее звучит в душе призыв: пора передать новому поколению накопленное годами, дабы не прерывался Путь, проложенный предыдущими… И если будет на то Ваша добрая воля, то «и будет яко древо, насаждённое при исходящих водах, и плод свой даст во время своё»…